инструктор по физической культуре МБДОУ "Детский сад № 96" г.о. Самара

Комплексы по фитбол-аэробике с использованием кинезиологических упражнений.

 Специалистами МБДОУ № 96 был проведен городской семинар «Роль кинезиологии  в формировании универсальных учебных действий у старших дошкольников и дошкольников с ОНР». На нем был представлен опыт использования кинезиологической коррекции. Мною был разработан план занятий по фитбол-аэробике, в котором учитывались пожелания детей, родителей и специалистов дошкольного учреждения. Обязательным условием на занятиях было использование кинезиололгических упражнений на фитболе.

Цели:

· синхронизация работы полушарий;

· развитие двигательной ориентировки;

· организация детей (повышения их внимания, сосредоточенности);

· стимуляция эмоциональной и двигательной активности;

· развитие ассоциативного мышления;

·  развитие межполушарного взаимодействия;

·  развитие мышц, поддерживающих правильную осанку;

· снижение утомляемости и мышечных зажимов;

· улучшение памяти, внимания, речи;

· развитие двигательной  сферы ребенка и его физических качеств: выносливости, ловкости, быстроты, гибкости;

· воспитание интереса и потребности  в физических упражнениях и играх.

Учеными, психологами, педагогами доказано давно, что кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физическое здоровье, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

 Кинезиологические упражнения на фитболах справляются с этими задачами.

Работая инструктором по фитбол-аэробике в ДОУ уже седьмой год, я заметила, что детям нравиться этот необычный большой мяч. Они с легкостью и интересом усваивают любые упражнения на нем. И с 2012  года я стала включать в комплексы эти  упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние на состояния физического и психического здоровья детей. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходит положительные структурные изменения. Чем больше и интенсивнее нагрузка (в допустимых пределах), тем  значительнее эти изменения. В эти комплексы  включены:

· растяжки и дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают  самоконтроль и произвольность;

· телесные упражнения, которые восстанавливают межполушарное взаимодействие и функциональную ассиметрию мозга, снимают мышечные зажимы;

· релаксация, целью которой является восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

КОМПЛЕКС № 1

Ходьба обычным шагом; на носках, руки вверх; на пятках, руки за голову; на внешней стороне стопы, руки на поясе. Легкий бег; подскоки, руки на поясе; боковой галоп правым и левым боком. Спокойная ходьба. Раздача фитболов. Построение в колонну по три .

Дыхательная гимнастика «Дышим носом»

Исходное положение – сидя на мяче. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

 

ОРУ с применением кинезиологических упражнений «Облако»  (выполняется сидя на мяче)

Плыву я на облаке-

Белом, пушистом!

Смотрю, а другие

Поднимаются выше!

(поворот вправо, левая рука ко лбу, тоже влево. 6-8раз)

Хочу дотянуться,

Допрыгнуть, схватиться,

Но надо еще

Самому не свалиться!

( Потянуться руками вперед.  Подпрыгнуть вверх, руки вверх. Затем снова потянуться вперед руками. Повторить 6раз)

Сейчас наклонюсь я

До самого низу.

Направо, налево,

И все там увижу!

( Выполнять наклоны до пола, касаясь его руками, затем не выпрямляя спины потянуться к правой ноге левой рукой, а к левой ноге правой рукой.)

Смогу покататься

Я как на качелях,

Внизу остаются

Зеленые ели.

( Скатиться с мяча на живот и делать раскачивания вперед и назад)

А если ногами

Работать быстрей-

Добавлю я облаку

Еще скоростей!

( Стоять в упоре на руках, ноги на мяче, спина прямая. Выполнять прямыми ногами « кроль».)

Раз - оттолкнуться,

Два - потянуться,

Раз - потянуться,

Два - оттолкнуться.

( И.п. - тоже. Понять сначала правую ногу и левую руку, затем левую ногу и правую руку и задержаться так на несколько секунд. Следить за тем, что бы линия ноги, спины и руки оставалась ровной).

И надо  назад бы,

Домой возвращаться…

Вдруг шепчет мне кто-то:

«Пора просыпаться!»

( Дети встают с фитболов.)

 

Игровой тренинг «Облака»

 («Облака – белогривые лошадки»)

1 куплет – произвольные движения под музыку с фитболом в руках.

Припев – прыжки на фитболах по залу.

2 куплет – ходьба вокруг фитболов с различными положениями рук.

Припев – прыжки на фтболах по залу (имитация прыжков на лошадке)

3 куплет – подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена направлений.

 

Подвижная игра «Стоп – хоп - раз»

На команду «Хоп» дети двигаются по залу с фитболом в руках. На команду «Стоп» останавливаются. По команде «Раз» - один раз отбивают мяч от пола.

Релаксация “Путешествие на облаке

И. п.- лежа животом на мяче, руками слегка обнять мяч. Голову положить на бок  и закрыть глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в зал. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

КОМПЛЕКС № 2

Ходьба со сменой положения рук, различное выполнение бега. Спокойная ходьба. Раздача фитболов. Построение в колонну по три.

Дыхательная гимнастика “Ныряльщик”

Исходное положение – сидя на фитболе. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Наклониться, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

 

ОРУ с применением кинезиологических упражнений «Самолет»

 (И.п.- сидя на мяче)

Руки в стороны - в полет

Приготовим самолет.

Правое крыло вперед

Левое крыло вперед

Полетит наш самолет

( Руки в стороны, делать повороты вправо,  а левую ногу выставить на пятку тоже влево на каждую строчку.)

Руки в стороны держите

И по сторонам смотрите (Повторить тоже)

Подкачаем дружно шины

Мы летающей машине (Имитация «насоса» справа, слева у ноги)

Чтобы долго быть в пути

Надо  топливо нам запасти  (Наклон вперед, постучать по мячу)

И теперь наш самолет

Отправляется  в полет.

«Раз, два, три-

И мотор мы завели.

(Имитация «мотора» с поворотом вправо и выставлением левой ноги в сторону тоже влево)

Мах крылом туда-сюда

(Делать наклоны в сторону до пола, руки в стороны)

Удержались все едва

Мы  взлетаем высоко

Видим  облака  кругом

 (Встать, опираясь одной рукой на мяч, обойти его и лечь животом)

Полетели тише, тише,

Мы, то выше и то ниже

(Прогнуться в спине, руки в стороны и опуститься на мяч, расслабиться)

Удивились не на шутку

Когда в ту самую минутку

Полетела не спеша

Ласточка в те облака

(Лежа животом на мяче, поднять правую ногу и левую руку вверх до образования ровной линии руки, тела и ноги)

Налетались мы с тобой

И теперь пора домой!

(Встать, обойти мяч и  сесть на него)

 

Игровой тренинг «Пилоты»

1 куплет –бег руки в стороны, имитация движения самолета (не задевая разложенные фитболы на полу)

Припев – сесть на фитболы, руки в стороны, имитация наклона крыла самолета вправо – влево. (темп медленный, дыхание не задерживать)

2 и 3 куплет – повтор 1 куплета.

 

П.И. « Ловишки на мяче»

Игра проводится на фитболах. Ведущий ловит игроков. Пойманные садятся на скамейку.

Релаксация «Ожившие игрушки А. Барто»

Спать пора!

Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон.

(На  каждую прочитанную строчку из стиха делать легкое покачивание,  лежа животом на мяче вперед и назад. На последние слова покивать головой и снова лечь щекой на мяч и полностью расслабиться)

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ой, доска качается

Сейчас я упаду!

(Выполнять покачивание вперед и назад, лежа животом на мяче.  На последней строчке продвинуться на руках вперед и слегка наклониться, расслабив при этом спину и ноги)

 

 

КОМПЛЕКС № 3

Ходьба со сменой положения рук, различное выполнение бега. Спокойная ходьба. Раздача фитболов. Построение в колонну по три.

 

Дыхательная гимнатсика« Горячий чай»

Исходное положение – сидя на мяче. Представьте, что перед вами стоит большая кружка сочень горячим чаем. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом остудить чай. А теперь представьте перед собой 5 маленьких стаканчиков с горячим чаем. Сделайте глубокий вдох и подуйте на них маленькими порциями выдоха.

ОРУ с применением кинезиологических упражнений « Лошадка»

И.п.- сед за мячом на пятках. Руками взять «рожки» фитбола.

Любим мы свою лошадку

Причешем  шерстку гладко, гладко

( Раскачивать мяч из стороны в сторону, наклоняясь при этом за руками)

Лошадку обойдем кругом

Сядем на нее верхом

( Держаться правой рукой за мяч, обойти его вокруг и сесть, отведя левую ногу в сторону назад замахнуться ей через мяч)

Похлопаем по спинке

Хлоп, хлоп, хлоп

( Похлопать мяч руками сзади)

Потопаем ботинками

Топ, топ, топ

( Потопать ногами)

Погладим правый бочок

Покажем левый каблучок

( Наклон вправо, левую ногу отвести в сторону на пятку.)

Погладим левый бочок

Покажем правый каблучок

( Наклон влево, правую ногу в сторону на пятку)

Будем лошадку тренировать

Прыгать на ней и скакать

( Имитировать скачки на лошади)

Теперь лошадка пусть вниз опускается

Немного замрет и вновь поднимается

( Скатиться спиной по мячу вперед и сесть, отталкиваясь ногами от пола обратно)

А теперь будем дрессировать

Чтоб в цирке на ней выступать

Сесть – встать!

Сесть – встать!

( Держать мяч сзади правой рукой, прогнувшись, встать. Вытянуть вперед левую руку. Тоже выполнить другой рукой. Повторить 6-8 раз.)

Лошадка убежать пытается

А мы ее ловим

И назад возвращаемся

Встаем на одну ногу-

Удержаться пытаемся

Пусть нелегко

Мы вновь упражняемся!

( Обойти мяч с правой стороны,  затем с левой. Поставить согнутую ногу в колене на мяч, руки в стороны. Держать равновесие. Поменять ногу.)

 

Игровой тренинг « Сивка-Бурка»

(в исполнении М.Боярского)

1 куплет – раскачивание на мяче вперед – назад с вытянутыми руками.

Припев – прыжки на мячах по залу.

2 куплет – наклоны вперед, дотронуться до пола

(имитация зачерпывания воды в ладошки)

3 куплет – правая рука под козырек с поворотом налево, затем левая рука под козырек с поворотом направо.

 

П.И. «День-ночь»

По команде «День» игроки произвольно бегают по залу с фитболом в руках. По команде «Ночь» - ложаться на фитбол грудью, обхватывая мяч руками и ногами.

Релаксация “Дирижер”

И.п.- лежа животом на мяче. Приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка Поль Мориа,  например)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите,  можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком.  Пусть,  в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом,  и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Вывод: на таких занятиях я не только преследую цель повысить двигательную активность, но и стремлюсь  улучшить эмоциональный фон и настроение. Используя данные упражнения, я заметила, что дети эмоционально раскрепощаются, у них появляется уверенность в себе и радость от собственного умения и красоты  исполнения упражнений.  В процессе занятий, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями:

- предсказывать последствия действия;

- проверять результаты собственных действий;

- управлять своей деятельностью.

11 марта 2015 в 09:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.